Небольшой текст об особенностях автостопа в Таиланде: процесс подготовки, общение с водителями, основные правила. Написано на основе небогатого личного опыта, дополнения, вопросы и критика приветствуются.
Киса, давайте и мы увековечимся. Забьём Мике баки.
У меня, кстати, и мел есть! Ей-богу, полезу сейчас
и напишу: «Киса и Ося были здесь».
И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»
ПОДГОТОВКА
Маршрут
Составляем примерный маршрут. Как правило, между крупными городами в Таиланде всегда есть достаточно хорошее шоссе, машин много, едут быстро. Все трассы пронумерованы: чем меньше номер, тем шире и лучше дорога, тем быстрее по ней едется. Однозначные номера - самые крупные трассы, двузначные - помельче, трехзначные еще мельче. Но даже на трассе с трехзначным номером зачастую по две полосы в каждую сторону, так что бояться по ним ехать не стоит.
Навигация
Запасаемся навигатором, аккумулятора которого гарантированно хватит на сутки. Карты в навигатор загружаем хорошие, подробные. Либо же берем бумажную карту, атлас автомобильных дорог или что-нибудь в этом духе. Дополнительным условием является умение всем этим пользоваться. Можно использовать телефон с gps и ходить довольным, но, скорее всего, заряда телефона не хватит на долгое время и, рано или поздно, вы останетесь без карты (что совсем не проблема, потому что навигация на тайских дорогах очень хорошая, понятная и приятно дублируется на английский, так что потеряться будет сложно).
Если нет навигатора или карты, хорошим компромиссом является бумажка, на которой написаны последовательно города и районы, которые расположены по маршруту. Показываем или читаем эту бумажку отстановившемуся водителю, дальше решаем, насколько далеко он нас может отвезти и стоит ли к нему садиться.
Надо смотреть подробно и внимательно, как от вашего текущего дома в городе отправления максимально быстро добраться до выезда на трассу. Потому как больше всего времени уходит на то, чтобы выйти на трассу между городами. Внутри населенного пункта останавливаются мало и, в основном, только такси и тук-туки. На том же тук-туке можно быстро и дешево добраться до выезда, что и следует делать, если город большой и пешком идти долго(а пешком ходить никто не хочет, само собой).
Одежда
Одежда, в идеале: все, чтобы не обгореть. Футболка с длинными рукавами, штаны(не шорты, тоже, чтобы не обгорать лишнего), лучше брать какие-нибудь крепкие джинсы, которые не жалко; что-нибудь на голову, желательно закрыть шею от солнца. На ноги кроссовки; всякие шлепки и сандали - плохой вариант, потому что ходить все равно придется много и обувь нужна удобная.
Коммуникация
Маленький экскурс в тайско-русский разговорник. Эти фразы могут пригодиться и приятно дополнить общение как в обычных обстоятельствах, так и во время автостопа.
Бок род - автостоп. Но так как тайцы букву Р фактически никогда не произносят(ну не могут, и все тут), то звучит это обычно как "бок лод". Не все жители Таиладна это слово знают, конечно, но некоторые в курсе, и это облегчает жизнь. Слово нужно, чтобы объяснить, что ты едешь именно автостопом, а не стремишься доехать до ближайшего автовокзала.
Пай - глагол "ехать". Пай Пхукет - ехать на Пхукет, например. Я еду на Пхукет будет звучать: Пом пай Пхукет.
Пай сон дай май - подвезете? В принципе не особо полезно, потому как и без этой фразы понятно, что ты тормозишь машины не просто так.
Саватдикап - привет
Капункап - спасибо
Сабай ди май кап? - Как дела? Отвечают почти всегда Сабай ди кап - типа хорошо. Обычная вежливость, аналог how are you
Нит ной - чуть-чуть. Обычно употребляется, когда таец удивляется, что ты можешь говорить по-тайски, и чтобы за этим с его стороны не последовал непереводимый поток слов, лучше, потупив взор, произнести "нит-ной".
Май пен р(л)ай - It's OK, it doesn't matter. Все хорошо, никаких проблем. Произносящий эту фразу иностранец получает +5 к уважению. Особенно, если употребляется в случае, когда не все ОК:)
Ла кон кап - пока
Еще можно поучить числительные, чтобы общаться на предмет расстояния, к примеру.
ПРОЦЕСС
На дороге
Выходим максимально рано, желательно до рассвета (а он примерно в 6 утра), чтобы побыстрее добраться до первой точки на дороге.
Встаем по ходу движения, а движение левостороннее. И начинаем голосовать: рука прямая, параллельно дороге, большой палец вверх, взгляд ясный и уверенный, на лице легкая улыбка, правая нога чуть отставлена в сторону, походка от бедра.
Не надо думать, что в 6 утра не будет машин - все будет. В Таиланде просыпаются рано и дела стараются делать утром.
Все, стоим, ждем. Улыбаемся и машем дальнобойщикам, единственным развлечением которых является посигналить и помигать вам дальним светом. Если правильно выбрали место, где-нибудь после светофора, например, или после подъема, то останавливаются обычно быстро и охотно, в течение 10-15 минут.
Все, кто-то остановился. Теперь главная задача - объяснить водителю, что вы едете АВТОСТОПОМ, вам не надо на автобус, у вас все хорошо и есть деньги. Потом выяснить, куда едет он. Продвинутым пользователям тайского автопрома (те, которые хотя бы чуть-чуть говорят по-английски) можно подсовывать вышеупомянутую бумажку со списком населенных пунктов по маршруту, чтобы водитель мог указать место, куда он едет. Непродвинутым стоит попробовать почитать эти названия вслух. Самым продвинутым можно показать карту, хотя карты и не особо в почете. Потом надо объяснить, что вы едете туда-то, сказать еще раз, что вам не надо на автобус, а что надо остановиться не в городе, куда он едет, а на трассе перед ним, чтобы потом не тратить время на то, чтобы из этого города выбраться. Надо быть уверенным, что до водителя эта мысль дошла.
Маленький секрет - уверенным никогда быть нельзя. Могут кивать, говорить "ОК!" и всячески проявлять понимание, а потом все равно привезти на автовокзал, попытаться купить вам билет на автобус и проконтролировать, что вы туда сели. Или же просто дать денег на билет. Потому как в голове у многих не укладывается, как это белый человек может стоять на трассе под солнцем и голосовать, а не ехать в автобусе с кондиционером. Наверняка у него нет денег или мозгов.
В машине
В Таиланде самый распространенный автомобиль - это пикап - спереди кабина на 2-4 места, сзади, вместо закрытого багажника, открытый кузов. И ехать часто придется именно в нем, в кузове, - ничего такого в этом нет, садимся и едем. В кузове возят все - от мопедов до навоза. Однако, злоупотреблять поездками в нем не стоит - интересно первые пару раз, потом уже не так - начинают привлекать внимание всякие мелкие неудобства: сильный ветер, сидеть жестко, и зачастую быстро обгораешь. Поэтому по возможности лучше садиться в салон, где всегда прохладно и мягко и где можно вести неторопливый диалог за жизнь с водителем. Плюс из салона обзор вперед гораздо лучше, нежели из кузова - можно смотреть, куда едешь и вовремя просить остановиться. Главное - не заезжать в города, особенно в крупные.
Еще немного про типы транспорта. Помимо пикапов на дорогах Таиланда встречаются и обычные легковушки, и всякие поршкаены. Еще много фур. Тайские фуры заслуживают того, чтобы написать про них несколько отдельных слов.
Во-первых, правила "кто больше, тот и главный" никто не отменял. И водители фур с удовольствием его применяют, передвигаясь быстро, перестраиваясь резво и не особо учитывая тех, кто путается под их большими колесами. А это значит, что если ехать в кабине фуры, то бояться ничего не стоит - пусть другие боятся.
Во-вторых, водитель каждой третей фуры считает своим святым долгом поздороваться с вами, поулыбаться и помахать, и вообще порадоваться, что он такой молодец.
В-третих, они едут далеко.
Исходя из этих фактов, фуры - хороший способ проехать достаточно быстро и комфортно большое расстояние.
Безопасность
Главное и, по сути, единственное правило, общее и применимое не только к Таиланду - садиться в машину только тогда, когда на 100% уверен в том, что люди в ней едут хорошие и с хорошими намерениями. Если есть малейшие сомнения, лучше не садиться. В остальном, каких-то серьёзных проблем замечено не было. Иногда на дороге, особенно в черте какой-нибудь деревни, попадаются всякие пьяненькие личности и бродячие собаки, но они никакой серьезной угрозы не представляют. Пара ударов битой и путь свободен.
Комфортное расстояние, которое можно проезжать за день, не торопясь и не уставая, - 300-400 км. При определенных навыках и обстоятельствах, такое расстояние автостопом проезжается быстрее, чем на автобусе, часов за 5. Ранний заход солнца (полностью темно уже где-то в 6.30, зависит от времени года) накладывает свой отпечаток - передвигаться лучше, пока светло. После заката ваша заметность на трассе стремится к нулю, останавливаются заметно реже, машин меньше. Так что надо стараться ехать, пока светло.
Если есть необходимость, можно проехать и 700-800 км за день, это хоть и весьма утомительно, но осуществимо.
Итак, правила автостопа в Таиланде:
- выезжать надо рано, чтобы успеть проехать как можно больше до заката;
- уверенно и настойчиво не соглашаться на попытки завести вас на автовокзал;
- в населенные пункты стараться не заезжать;
- расслабиться и получать удовольствие.
И вывод. Попробовать автостоп в Таиланде однозначно стоит - на небольшие расстояния это приятный и быстрый способ доехать из пункта А в пункт Б. Погода чаще всего хорошая, водители приветливые, пейзажи красивые. Кругозор расширяется, деньги опять же экономятся.
Личный опыт:
- Хатъяй - Сураттани - ~350 км, ~7 часов, за один день
- Самуи - Краби ~300 км, ~5 часов, за один день
- Паттайя - Нонгхай - Паттайя (визаран на границу с Лаосом), ~1400 км, ~33 часа, за два дня
Большое спасибо, Доктор, за ваш отзыв! По правилам нашего сайта, при размещении ссылки на сходный тематический ресурс, необходимо иметь активную обратную ссылку на наш сайт на целевом домене. Пожалуйста, укажите, где можно найти ссылку и мы восстановим вашу ссылку.
Finar.
Оставить комментарий