Публикация:
Хабр, линк
Как вы вероятно знаете, год назад мы закончили работу над фильмом "Ты забыл, во что мы играли ". Для меня этот фильм стал важным экспериментом не только в области монтажа, но и в техническом контроле постпродакшена и последующем продвижении фильма через Интернет. Мне хотелось не просто смонтировать фильм, но и удовлетворить собственное любопытство, внимательно изучив изнутри весь процесс производства сравнительно "большого кино".
Можно сколь угодно долго говорить о бескорыстном творчестве, работе во имя идеи, культурной значимости возрождения отечественного кинематографа; однако нельзя не признать, что Кино - искусство коллективное (даже в нашем скромном фильме поучаствовало более 40 человек) - а обширный коллектив, в соответствии с человеческой природой, едва ли может достаточно долго и успешно мотивироваться красивыми словами. Потому важнейшей проблемой кинопроизводства, как бы это ни было банально и обидно, остается его материальное обеспечение.
Этот-то момент особенно интересовал меня в процессе работы. Действительно - а сколько стоит Кино? Так ли оно заоблачно-недостижимо, как гласят постеры популярных блокбастеров? Погрузившись в творческий процесс, мы с Режиссером и Продюсером не забывали ставить пометки на полях, и к концу работы получили полную финансовую картину: во сколько реально обошелся фильм; сколько он должен бы стоить, если всем участникам оплатить их труд; и сколько он на самом деле должен стоить, чтобы состояться как законченный профессиональный продукт - с цивилизованной организацией съемочного процесса, рекламой, информационной и юридической поддержкой, формальной регистрацией в каталогах, рассылкой на фестивали, и даже, черт возьми, государственными налогами.
Статья первоначально была выложена на Хабре, теперь вот и тут.
Три недели назад мы выложили ко всеобщему обозрению наш короткометражный фильм "Ты забыл, во что мы играли " под лицензией Creative Commons BY-NC-ND. Говорят, это первый российский фильм, вышедший под этой лицензией.
Готовясь к релизу фильма, я прочитал хабрапост Себестоимость создания музыки и решил в продолжение темы поделиться с сообществом собственным опытом создания "почти большого" кино, ответив на вопрос "А сколько стоит кино?"
И сделал это.
Для начала кратко введу читателей в курс дела. Наш фильм - это не блокбастер, не коммерческое кино; он никак не рекламировался, не спонсировался правительством, какими-либо мировыми брендами, партиями или кем-либо еще. Просто мы собрались вместе и решили снять фильм.
Совсем кратко, как это было
Все началось в 2009 году, когда режиссер написал сценарий и предложил его продюсеру. Продюсер - организатор московского любительского киноклуба - согласился взяться за проект и предоставить базовую материальную поддержку. Вместе они приступили к поиску и мотивации команды - полновесной съемочной группы - от актеров, оператора, композитора до осветителей и художника по титрам. Кого-то удалось "мотивировать" идейно, кто-то взялся работать за какие-то деньги. Также продюсер предоставил некий базис оборудования и из собственного кармана оплатил аренду недостающего.
Создание фильма состояло из трех этапов:
- первый этап съемок, 5 дней в августе 2009 г.;
- второй этап съемок, 4 дня в октябре 2009 г.;
- постпродакшн, с ноября 2009 по сентябрь 2010 г.
Моя роль в создании фильма началась с постпродакшена. Действительно - мало просто снять фильм, его надо еще и смонтировать, отцветокорректировать, свести звук, оттитровать, выгнать во все необходимые форматы и не накосячить по дороге. Я взялся смонтировать фильм и проконтролировать весь оставшийся процесс с технической стороны. При поддержке режиссера мы с продюсером договорились, что он позволит нам провести эксперимент и через год после официальной премьеры выложить фильм в открытый доступ под лицензией Creative Commons. "Спиратить свой собственный фильм", как выразился продюсер, предоставив всем желающим поддержать нас по мере возможностей. 24 сентября этого года фильм отправился в свободное плавание.
Как это сделалось
В итоге получилось как-то так: продюсер оплатил условно все оборудование, большая часть создателей фильма работала бесплатно "за идею", небольшая часть команды работала на возмездной основе с учетом некоммерческого профиля мероприятия (то есть "за недорого").
Мне было дико интересно узнать, сколько же все это должно стоить на самом деле, поэтому я скрупулезно следил за процессом и старался объективно оценивать каждый его этап. Более того, в официальном договоре между режиссером и продюсером даже был прописан специальный пункт - предоставление сметы затрат со стороны продюсера. По завершении всех работ, мы с режиссером за бутылочкой вина сели и с чувством, толком, расстановкой, прикинули сколько бы стоил этот фильм в "объективных" рыночных условиях, то есть в случае, если бы всем участникам был оплачен их труд (в том числе и нам).
Сколько это стоило: продюсерские затраты
==Летние съемки== Лампы световые (+провода,вилки), 2 шт. 1250 Рекордер радиола К100 51100 Светоотражатель 3950 Доставка флопифлага 500 Штатив для света 2200 Диммер 4500 Петелька Зенхайзер 17900 Фильтры 3000 Кассеты Mini DV (для документальных съемок) 850 Аренда звука 8500 Фильтры 2000 Интернет (Скайлинк) 4500 Продукты 13500 Батарейки (60 шт.) 1640 Провода для прожекторов 720 Бензин (120 литров) 2500 Грим 600 Транспорт 5000 Мелочи 2020 Итого: 126230 ==Осенние съемки== Торф, молоток, гвози 350 Продукты 10450 Бензин 3500 Транспорт 5000 Батарейки 1600 Гример 6000 Аренда кинофло и литуса 6000 Разное 5100 Итого: 38000 ==Постпродакшн== Компактный системный блок для монтажа в Египте 16000 восстановление полетевшего HDD 5400 HDD eSata (3 шт.) 10400 Цветокоррекция 12000 Слайды 5700 Доработка звука 7000 Партия дисков для "Кинотавра" 1000 Выпуск диска (октябрь-ноябрь 2010) 10000 Расслыка по фестивалям 12000 Разное 2000 Итого: 81500 Общая сумма: 245730 руб.
Эта предоставленная продюсером смета его затрат as is, а заодно и общая фактическая смета расходов. Надо отметить, что составлена она не совсем корректно, ибо в нее включены не только собственно затраты на само производство фильма, но и закупка (а не аренда) недостающего оборудования и некие затраты на распространение.
С другой стороны, в смету не включена аренда того оборудования, которое у продюсера уже было и предоставлялось бесплатно на весь съемочный период. А это:
- камкодер Sony XDCam EX1
- дедалайты - 5 шт. по 150 вт. и 2 шт. по 650 вт.
- еще одна петелька Sennheiser
- удочка
для рыбалки
Все-таки интересен общий порядок затрат, а не конкретные числа, поэтому будем считать, что эти два фактора уравновешивают друг друга и фильм фактически стоил примерно 250 тыс. руб.
Сколько может стоить: себестоимость по-русски
По-русски в данном случае - это значит "на авось". Ну то есть за эти деньги действительно можно снять фильм, но ни один здравомыслящий человек, кроме нас, за это не взялся бы.
Нельзя снимать, если у тебя в работе всего две флэшки по 16 ГБ.; нельзя снимать, скидывая результаты работы 20 человек на один старый USB2.0 жесткий диск (который, кстати, и "полетел" сразу после окончания съемок); нельзя снимать без резервного оборудования на съемочной площадке; нельзя снимать с сухариками и чипсами в качестве обеда для съемочной команды; нельзя снимать с девяти утра до трех ночи, в перерывах бросая команду спать вповалку на холодной даче. Снимать без страховки - тоже нельзя; и без юриста, заботящегося о бумажках и договорах; без специалиста по авторским правам; наконец, нельзя оплачивать наемный труд не платя налоги нашему дорогому государству за это удовольствие. Много еще из того, что мы делали, нельзя.
Нельзя. Но все же.
Мы прикинули, сколько бы стоил фильм, если бы просто труд всех участников был оплачен. Мы взяли суммы, за которые каждый из участников гарантированно взялся бы за работу с удовольствием и не ущемляя других своих интересов. И вот что получилось поверх озвученных затрат:
- Кастинг (перед съемками): 9 тыс. руб
- Режиссер (+сценарист): 5 месяцев при нагрузке 8 часов в рабочий день = 250 тыс. руб.;
- Ассистент режиссера на площадке: 13,5 тыс. руб.
- Оператор: 9 смен по 8+ часов = 63 тыс. руб.
- Актеры: 29 смен по полдня в среднем = 116 тыс. руб
- Звукооператор: 9 смен по 8+ часов: 45 тыс. руб
- Продюсер (ничего не делает сам, но все организует): 120 тыс. руб.
- Монтаж в студии, технический контроль всего постпродакшена: 118 часов = 118 тыс. руб.
- Звукорежиссер (постпродакшн): 28 тыс. руб.
- Цветокоррекция (постпродакшн): 20 тыс. руб.
- Художник по титрам (постпродакшн): 5 тыс. руб.
- Композитор: 35 тыс. руб.
- Остальные (все, кто "на подхвате" ): 27 тыс. руб.
Итого: 849,5 тыс. руб.
Суммируя с предыдущим, производство подобного фильма может стоить: 849,5 тыс. (работа) + 250 тыс. (оборудование) ~= 1 100 000 руб.
Сколько должно стоить: объективная себестоимость
Как я уже писал выше, при производстве нам сильно не хватало юриста, корректно оформившего бы все формальные договоры, специалиста по авторским правам, оборудования, еды, тепла и транспорта на съемках, PR-менеджера, страховки непредвиденных расходов. Кроме того, почти не учтены затраты на рекламу (какую-никакую), распространение фильма, командировки на фестивали (и египетский монтаж :)), разработку официального сайта, информационную поддержку в Интернете... И государственные налоги, которые необходимо учитывать при переходе производства на официальный профессиональный уровень.
Мне сложно прикинуть все эти затраты, но, думаю, стоит просто взять и умножить сумму на два. Из общих соображений мне кажется, что стоимость самого дела должна составлять не меньше половины приседаний вокруг него. Думаю, 2.2 млн. рублей - это реальная стоимость нашего фильма с учетом здоровых интересов всех вокруг.
Итак, сколько же стоит короткий метр?
Много это или мало? Стоит фильм того, или нет?
Каждый может решить сам для себя, ведь все желающие могут посмотреть, что у нас получилось прямо сейчас совершенно свободно !
Оставить комментарий